Лев
Гумилев в книге "Дрвняя Русь и Великая Степь" пишет, что христианство
трудно приживалось на Руси Киевской, но еще труднее у славянских
племен, покоренных киевскими князьями. Военная победа над славянскими
язычниками - вятичами была одержана Владимиром Мономахом, но духовная
или, точнее, идеологическая победа заставила себя ждать до XIV в. На
самой Руси в узком смысле слова (Киев, Чернигов, Переяславль) двоеверие
существовало долго. Самый древний культ - почитание духов умерших -
устоял вплоть до XX в. Эти духи - навии - требовали от живых людей
немного: угощения в Чистый четверг и вытопленной бани с приготовленными
полотенцами, на полу бани рассыпали золу с пеплом, а на другой день
находили на золе следы, похожие на куриные, в чем усматривали
доказательство посещения бани покойниками - «приходили к нам навии
мыться». Разумеется, священники утверждали, что приходили бесы,
но, самое интересное, факт этот под сомнение не ставили. После того как
баню готовили для навий и поддавали пару, люди не входили туда до
следующего дня. Весь обряд был отнюдь не обременителен. Внедрение
греческой веры и культуры, христианства, привело к некоторому
усложнению системы, т. е. сыграло роль негэнтропийного импульса. Там,
где язычество устояло, - у полабских славян - победили немцы в конце
XII в. А там, где создались сложные системы, - на Руси, в Польше,
Чехии - немецкий натиск был остановлен. Таким образом, «навьи чары»
сыграли для славянского этногенеза достаточно положительную роль.
Христианские церковники махнули на них рукой, оставили баню в покое,
уничтожив лишь те культы, которые практиковали кровавые
жертвоприношения, т. е. разновидности сатанизма.
В летописи, приписываемой монаху Нестору «Повесть временных лет» описано парение в бане новгородцев. Нестор, уже с позиций христианства пишет
о банях, относя события ко тому времени, когда св. Апостол Андрей
Первозванный, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился затем и
в Новгород, где узрел чудо - парившихся в бане
людей. По описанию Нестора люди, парившиеся в бане, были похожи были по
цвету кожи на сваренных раков: «Придите в Новгород и увидите, как
разожгут свои печи докрасна, разденутся, и хвощутся, и обольют себя
квасом, и снова хвощутся прутьями молодыми, и бьются сами, и то с ними
станет, что слезут чуть живые, и обольются студеной водою, и только
тогда оживут...».
А вот «Радзивилловская летопись» повествует о мести княгини Ольги древлянам за смерть мужа. Прибывшим к ней послам древлян Ольга повелела: «Помоетесь и придете ко мне». Те
в жарко истопленную баню вошли и парились. И спросила Ольга, нравится
ли им баня, и повелела зажечь (баню) от двери, там все и сгорели».
В «Радзивилловской
летописи» повествуется также и о том, что в 907 году в Договоре князя
Олега с Греками были специальные условия, в коих оговаривалось, чтобы
войска Олеговы даром пользовались греческими банями: «и да творят им
мовь, сколько хотят».
Уже
с XI века при христианских православных монастырях существовали
общественные бани для неимущих, бедных, разорых крестьян и странников.
Об этих банях упоминается в Уставе Великого князя Владимира Святого от
996 года.
В
1091 году епископ Ефрем, в последствии - Киевский митрополит, повелел
«заводить строение - банное врачево и всех приходящих безмездно (т.е.,
бесплатно. -ред.) врачевать». В
эти же годы монах Киево-Печерского монастыря Агапий, прославившийся как
искусный врачеватель, исцелял больных травами и баней. По монастырскому уставу больных полагалось мыть в бане три раза в месяц.
В летописях XI-XII в. в. упоминается водопровод, построенный для
«Ярославова дворища». Московские князья брали воду для бани из
Москвы-реки или из реки Неглинной. Позднее, в начале XVI в., по приказу
Ивана Каметы проложили от реки вглубь берега за стены Кремля дубовую
трубу и подавали воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого уже
бадейками ее разносили куда нужно.
Церковники смогли навязать населению мнение считать местную, не византийскую баню «поганой». Не
принизив баню - как материальный факт - невозможно было принизить
«бывших» языческих богов. Поэтому церковь через монастырские указы и
негласные распоряжения все таки довела дело до победного конца.
В бане запрещалось ставить иконы и молиться. Так как там живет нечистая сила, запрещалось вносить в баню с собой одежду. Нельзя было также «поганую банную утварь» приносить
в избу. После же мытья и парения считалось необходимым окатить себя
чистой студеной водой или окунуться в озеро или речку, независимо от
времени года, зимой же покататься по снегу, чтобы смыть с себя всю
нечисть. Не сделав этого, человек не имел права войти в церковь.
Вообще, в тот же день сразу после бани ходить в церковь не полагалось.
Поэтому уже в новые христианские времена «банный день» не был привязан
к святым дням - пятнице и воскресенью, но допускался в день, который был святым только для иудеев - в субботу. «Помни день субботний: иди в баню». «Те, кто моется по воскресеньям, будут постоянно болеть.» Последнее суеверие широко распространено в городской среде и в наши дни. Даже
«банище» (место, где раньше стояла баня) долгое время считалось
нечистым и строить на ней избу не годилось. В редких случаях
допускалось ходить в баню также и во вторник с четвергом. В понедельник
не рекомендовалось "девкам голову мыть - косы велезут".
Были и
особые ритуальные дни, в которые положено было париться в бане. В
Месяцеслове находим: "23 июня - Аграфены купальницы: начало купанья;
накануне (и в ночь) Ивана Купала собирают лечебные и знахарские коренья
и травы. Моются и парятся в банях; общее купание с песнями и прочими
забавами.
Но в народной
медицине, как и встарь, горячая парная баня продолжала считаться одним
из основных целебных средств против многих болезней. "Баня
- мать вторая или мать родная. Баня парит, баня правит. Коли б не баня,
все б мы пропали". В бане читались заговоры над больными лихорадкой,
страдающими от различного рода нагноений и кожных заболеваний; распарив
больного, правили вывихи и переломы.
Баня
также как и при язычестве играла большую роль в свадебном обряде -
помыться и попариться перед венчанием и после брачной ночи считалось
необходимым условием. Баня продолжала фигурировать в обрядах, связанных с рождением ребенка. Предложить уставшему путнику истопить для него баньку было необходимым условием гостеприимства для русского народа, вспомните, чем укорял Иван-царевич Бабу-ягу - тем что баньку истопить не предложила.
Помимо очищения в буквальном значении, мытье в бане, несмотря на всю ее «нечистость», воспринималось как действо, имеющее
цель очищения духовного и ритуального. "Баня все грехи смоет". В связи
с этим паренье в бане рожениц после разрешения от бремени, невест перед
венчанием и супружеской пары после первой брачной ночи имело почти
религиозный, хотя и не христианский, характер обязательный практически
по всей России.
Баня также по-прежнему использовалась и в качестве места поминовения умерших. "По
словам древнерусского поучения домонгольской эпохи, в [Великий
четверг]... предлагают мертвым разную пищу и топят для них бани;
посреди бань насыпают пепел, и если потом замечают на этом пепле следы,
тогда говорят: "приходили к нам навья (покойники) мыться"
В
некоторых областях России верили в «банную бабушку» — дряхлую добрую
старушонку, помогавшую от всех болезней. К ней обращались с заговором, когда мыли больного золотушного ребенка в первый раз после рождения. По
поверьям в нетопленой бане всегда живет особый дух, часто вредящий
людям «байниха», «банная бабушка», «обдериха». Особенно она не любит
рожениц, и их нельзя оставлять в бане одних. Банная бабушка, банная
матушка - мифическое существо, обитающее в бане: дряхлая добрая
старушка, лечит от всех болезней. Появление банной бабушки иногда
непосредственно связано с родами: она сопутствует роженице и ребенку;
обычно доброжелательна к слабым, больным.
Чаще чем в «бабушку» верили
в «банника», «банного». Опасались во время мытья стучать и кричать, а
то «банный» невзлюбит. Горячий пар на время выгонит его из бани. По
поверью, если в один вечер три очереди людей вымылись в бане, настает
очередь мыться «банному», и человеку в это время оставаться в ней
опасно, «банный» не даст ему мыться. В лучшем случае, «банный» может
испугать моющегося. Будет плескаться из кадок холодной и горячей водой,
швыряться горячими каменьями с каменки или выбежит, хлопнув дверью, за
баню и будет бормотать там гробовым, страшным голосом. В худшем
варианте - сдерет с живого кожу (его ведь представляли с когтистыми
лапами вместо рук и ног). Он истязает и замучает до смерти тех, кто
приходит в баню не благословясь или около полуночи, особенно в ночи под
праздники или святки.
«Банника» представляли и в виде кота со сверкающими глазами, собаки или
лягушки. Когда впервые топили новую баню, бросали сверху на печь соль в
виде жертвоприношения баннику. Ему жертвовали также черную курицу, кости которой закапывали под порогом. Мыться в бане предпочитали около пяти — семи часов пополудни, но ни в коем случае поздно вечером, иначе банник и каменку разломает, и всю воду выльет.
При
входе в баню обращались с приветствием к баннику, а при выходе
благодарили его: «Спасибо тебе, Байнушко, на парной байничек». Чтобы не
сердить банника, старались во время мытья не греметь, не стучать и
громко не разговаривать. Нарушающего этот порядок человека банник мог
испугать, бросая камни с печи, и даже содрать с него живьем кожу.
Если
банник начинает сердиться, то моющимся людям следует двигаться к выходу
задом наперед. Уходя из бани, оставляли баннику метлу, кусок мыла и
воду в лохани, чтобы он мог помыться. Когда последний жар, три раза
сходят в баню - четвертый не ходи: «баннику» надо мыться. Приговаривают, в баню идут: «Банный князь, Возьми нашу грязь, Дай нам чистое тело». Обратно
идут: «Спасибо, банюшка, обмыла». Метелка, мыло — в бане все остается.
Воду в бане до конца никогда не выливают, чтоб хозяин помылся.
В
банях остригали волосы, ногти, затем их сжигали или закапывали в землю,
иногда пускали в проточную воду, но реже, - неизвестно где остриженные
волосы могли выплыть, и неизвестно кто мог бы ими воспользоваться в
колдовских целях.
Разумеется, в банях и колдовали. Если девушке нужно было приворожить
милого, да так, чтобы "вовек не разлюбил", она должна был выдернуть из
веника хворостину, положить ее под порог, дождаться, пока порог
переступит ее любезный, а уж потом бежать с этой хворостиной в баню,
чтобы там ее пристроить повыше. Чем выше лежит хворостина, чем пар
жарче, тем больше будет сохнуть по ней милый.
Часто баня была местом для гаданий. Вот пример типично банного
гадания: незамужние девушки выставляли на мороз кто щеку, а кто и
определенные части тела, и спрашивали домового, каков будет их суженый.
Если тела касалась мохнатая и теплая рука, то считалось, что замужество
будет счастливым и богатым. Если холодная, гладкая - это было не к
добру .
Для
«банного» оставляли в бане веник, кусочек мыла, щелока или золы и
немного воды в ушате, благодарили его при выходе. При первой топке
новой бани бросали наверх, на печь, горсть соли и закапывали под
порогом задушенного черного петуха или курицу. А в бане для «банника»
оставляли кусочек хлебушка и соль. Иногда яства.
Вообще баня неразрывно связана также и с русской кухней - супы на Руси
всегда были более жидкие, чем во всем мире, звались похлебками,
хлебаловом, юшкой, так как жидкое после баньки чрезвычайно потребно. И
недаром также более тысячи известных рецептов напитков: киселей,
изваров, сбитней, морсов, квасов, медов, пива, браги пились из
рожденной для послебанного пира посуде – в братине.
И да с двух рук и так хлебнуть, чтоб в рот не поместилось и окрест потекло!
Помните присказку - «я там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало».
Александр Безик специально для Евросаун Ру
Источник: http://eurosauny.ru/modules/xt_conteudo/index.php?id=11 |